На что влияет пропускная способность оперативной памяти - TurboComputer.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

На что влияет пропускная способность оперативной памяти

Характеристики оперативной памяти — на что смотреть?

Здравствуйте мальчики и девочки. Настало время разобраться с оперативной памятью. Точнее мы уже много раз разбирались, но сегодня пройдёмся ещё разок. Скорее всего вы зашли сюда для того чтоб познать некоторые моменты для покупки новой памяти?

В принципе в предложенных описаниях на витринах различных магазинов ничего непонятного нету (это на мой взгляд). Но если вы так не считаете, то милости прошу прочесть мой пост про характеристики оперативной памяти. Надеюсь вы почерпнёте для себя что-то ценное.

Сначала начну с самых важных параметров, о насущном нужно говорить сразу. Тянуть кота за хвост не благодарное дело :). Итак, самым важными параметрами планок памяти являются: частота, объём и пропускная способность. Есть ещё несколько дополнительных, но эти три самые важные. Давайте разберём всё по порядку и поподробнее.

Тактовая частота

Измеряется в мегагерцах (МГц) и отвечает непосредственно за скорость работы. Процессор и память работают в связке. И от того как они будут сбалансированы — будет зависеть общая производительность. Одна из первых (и главных) характеристик которая указывается в спецификациях.

Первый момент

Бытует мнение что чем выше мегагерцевость памяти, тем комп будет работать быстрее. Но это не совсем так, точнее совсем не так. Если ваш проц не поддерживает работу с высокоскоростной ОЗУ то толку от того что вы купите быструю память нету абсолютно никакого. Я думаю это и так понятно, но есть ещё один очень важный момент.

Второй момент

Я к сожалению тестами не занимаюсь (пока), но вот поискав в сети всякие графики можно понять следующее. Что есть допустим какой-то процессор и с ним тестируют планки с разной частотой и быстрые и медленные. И типа, разницы нету никакой от быстрой памяти, или она минимальная. Я могу из личного опыта сказать лишь следующее.

Всё зависит от самого процессора и приложений которые на нём запускаются. Есть процессоры которые поддерживают высокую память по МГц, но толку от этого тоже не будет если этот процессор сам по себе медленный.

Вот допустим ваш проц поддерживает планки в 4000 МГц, но сам проц слабенький. Вы купили память в 4000 МГц и ждёте чуда. Но его не будет. Ваша система будет работать примерно также как ели-бы вы поставили планки 2000 МГц. Проц просто не сможет обрабатывать тот поток данных, которые озу ему сможет поставлять. Скорость всей системы упрётся в возможности CPU. Это очень тонкий момент и его нужно чувствовать.

Оптимальное решение за вами

Нужно понимать некий баланс, некие рамки в которые стоит вписаться. Это я имею в виду, если вы хотите грамотно инвестировать денежные единицы при покупке. Если много средств на инвестирование в компьютер, то можно брать по максимуму и не парится. Точных закономерных цифр не могу дать, так как опираться на чужие тесты тоже не есть правда. Скажу лиши одно. В данный момент идёт эпоха новой DDR4 и на DDR3 уже не стараются собирать.

Оптимальный выбор при покупке DDR4 будет от 2600 до 3200 МГц. По ценам там разброс небольшой. Соответственно чем больше — тем лучше. Если у вас CPU не сильно шустрый, берите память ближе к 2600. Процессор средненький или чуть выше среднего сегмента? Берите 3200.

Если брать выше 3200 то придётся и брать более мощный процессор, так как велик риск того что более быструю память медленный проц «не сможет раскрыть». Если вы берёте систему под игры, то от памяти там мало будет что зависеть. Есть какое-то влияние оперативы на fps, то оно минимально. В играх основной упор идёт на видеокарту и процессор. Я думаю понятно, едем далее.

Объём

Тут вопрос такой, риторический. Сильно много это лишняя трата денег, а сильно мало это путь к тормозам. Этот параметр как наверно вы знаете измеряется в Гигабайтах (Гб). И влияет он на то, сколько процессов память сможет обрабатывать одновременно. Или сможет ли вообще обработать какой нибудь большой-тяжёлый процесс.

Каждая запущенная программа (процесс) занимает какое-то количество объёма оперативы. Также каждая вкладка в вашем браузере занимает отдельный кусочек ОЗУ. Понятное дело, что чем её больше — тем лучше. Но если у вас ограниченный бюджет, то лучше её подрасчитать.

Эта характеристика тоже влияет на скорость, но косвенно. Пример: если у вас 1 Гб быстрой DDR4 в 4000 МГц — то тормоза у вас будут жёсткие. Верно и обратное. Если у вас 16 Гб медленной 200 МГц — то тормоза будут тоже жёсткие. Опять таки важен баланс. Нужно опираться на свои потребности. Могу лишь дать некоторые рекомендации.

  • Если вы только лазаете на интернете, то вам хватит и 4 Гб. Ну может 5 в некоторых случаях.
  • Если интернет и игры в средних настройках то 8 Гб. В принципе это сейчас золотой минимум, которым комплектуются компы.
  • Вы пользуетесь ещё и довесом крутыми программами типа Фотошопа или Вегаса и играете в игры на высоких настройках — то 16 Гб.

Более 16-ти это уже запас, который вряд ли вы используете полностью. То есть память будет полупустая. Исключением к большим объёмам будет только то, что вы рисуете к примеру 3D модели. Но в принципе 16 хватит с головой. Это на момент 2019 года.

В любом случае, дополнительные плашки можно докупить потом, если вам не хватит. Если у вас много денег, то берите, как можно больше. У вас появится возможность создать дополнительный буст с помощью Ram диска. Ещё небольшое дополнение: сама Windows, или любая другая ОС съедает по дефолту какое-то количество памяти.

Пропускная способность

Этот параметр не сильно важен, так как он по сути зависит от тактовой частоты. Измеряется в мегабайтах на секунду времени (MB/s). Чем выше частота памяти — тем выше пропускная способность и наоборот. Я лично на неё не обращаю внимания, так как это лишь отражение скорости в более понятном виде. То есть, частота работы наверно не сильно понятна покупателям, а вот скорость передачи мегабайт — более ясно.

Есть ещё и подводный камень

Пропускную способность в основном сопоставляют с возможностями процессора. А именно есть такая характеристика в его спецификациях как «предел Гигабайт/сек» по шине. Вот к примеру i5 9400F :

Но тут есть большое НО. Значение в Гигабайтах! А в характеристиках памяти указана в мегабайтах. В CPU закладывают большой запас и упереться в эти цифры практически нереально. Поэтому я и не смотрю на данный параметр.

Частая путаница в названиях модулей

Это важный момент на котором спотыкаются новички при выборе. Да даже сами магазины путают эти цифры в своих прайс листах. О чём я? Иногда вначале названия моделей планок пишут такое обозначение как: «PC-12800, PC-14900» и т.д.

Это цифры, а точнее стандарты означающие пропускную способность в двухканальном режиме.

Иногда некоторые витрины вообще ставят эти цифры показывающие одноканальный режим. В одном магазине написано так, в другом написано по-другому. Короче на это тоже не стоит обращать внимание, так есть более важный параметр как частота. Это лишь цифры показывающие пропускную способность в одно канальной и много канальной работе.

Тайминги

Это тоже такая сложная тема. Не сильно важная в принципе. Тайминги — это временные задержки между тактами. На тайминги смотрят в последнюю очередь изучая производительность оперативной памяти. Скажу сразу.

Чем они ниже — тем лучше. Быстрее работает ОЗУ.

С каждым новым поколением DDR растут и тайминги. И в основном чем ниже её частота, тем ниже и тайминги. Кстати говоря, в БИОСе немного можно их понизить, на пару пунктов. Если у вас есть два кандидата на сравнение, то выбирайте того у кого эти значения ниже. Две модели идентичные при прочих показателях будут разные по скорости, если у одного будут тайминги ниже. Тот у кого они ниже, будет чуть побырей.

Прирост от низких таймингов не такой уж и большой. От того что вы выберите плашки с низкими значениями вы получите максимум 5-7 процентов прироста производительности. Много писать тут не хочу, чуть поподробнее тут. Эта тема слишком преувеличена в значимости, мне кажется.

Просто старайтесь подобрать значения пониже. Если таких вариантов нет, то ничего страшного, большой скорости вы не потеряете.

Также вспоминаются мне люди, которые с ума сходят по этим циферкам. Они из того же легиона, что и те кто скрупулёзно выбирает типы памяти SSD. Серьёзно ребят, эти цифры это миллисекунды, чё там по ним с ума сходить.

На некоторых площадках есть такие хитрые обозначения как tRCD и tRP и CL. Это всё относится к этим же параметрам. CL — это латентность, tRCD — это время открытия первой строчки кода данных. tRP — это время между закрытием одного процесса (строчки кода) и открытием следующего. Вообщем всё это относится к этим параметрам и заостряться на этом думаю нету смысла.

Многоканальность

Сейчас уже вряд ли можно найти плашки не поддерживающие эту фишку. Много канальный режим это ускорение работы за счёт количества самих планок. Один и тот же процесс планки будут выполнять вместе.

Это что-то наподобие многоядерности процов. Аналогично это можно описать так: допустим есть несколько мешков картошки и их нужно перетаскать. Два грузчика выполнят эту работу быстрее если они буду каждый мешок таскать вместе, нежели каждый по одному. Три грузчика ещё быстрее. Самый популярный это 2-х канальный режим.

За счёт 2-х канального режима память ускорится на процентов 15-20. Но не в двое как некоторые считают.

Трёх и четырёх канальные памяти я не пробовал, поэтому реальный прирост от них не могу обозначить. Теоретически такая память ещё быстрее. Но. 3 и 4 должен поддерживать ваш процессор и материнская плата. Должны быть соответствующие слоты и их количество.

Остальные не сильно важные технические характеристики оперативной памяти

С основными разобрались, теперь перейдём к не совсем важным. Это опять таки на мой субъективный взгляд основанный на личном опыте.

Радиатор и внешний вид

В наше современное время производители стараются как-то выделится и уникализировать свой дизайн устройств. Красота это и есть основная функция всех этих крутых радиаторов. То есть, она лишь даёт чисто эстетическое удовольствие. Всё. Вот например внешний вид Kingston.

Сейчас уже и подсветки там есть и мигалки на плашках, и свистоперделки и тому подобное. Если вы не эстет, то можете брать без радиаторов, сэкономите немного на этом.

По поводу охлаждения. Каждое поколение эволюционирует в уменьшении вольтажа. Короче нагрев снижается и это здорово. За это спасибо производителям. В результате смысла в радиаторе нету.

Есть только один небольшой смысл. Радиатор немного вам поможет, если вы будете заниматься разгоном, то есть повышать вольтаж. Если кто не знает, память тоже можно гнать (повышать частоту). Но есть риски в том, что она может не выдержать. Для разгона радиатор может и пригодится. Но активное охлаждение, или большие радиаторы — это излишняя трата денег, от которого 0% КПД.

Поддержка ECC и буферизация

Эта полезные функции, но в домашних компах редко встречается. ECC — это отыскивание ошибок в работе памяти и их корректировка. Иногда так бывает что комп просто не с того не с сего виснет. Возможно это какие-то «непонимания» CPU с RAM, или наоборот. У меня бывало такое, но это редкие случае, возникающие тогда когда память забита под завязку. В общем именно для этого и придумали ECC.

Такую опцию в основном поддерживают планки для серверов. Короче, для дома можно покупать без поддержки этой функции. Ничего плохо не случится. Для дома есть волшебная кнопка «Reset», а сервера должны работать 24/7.

Тоже можно сказать и про буферизацию. Сейчас почти каждая железка имеет кэш, вот и с RAM придумали нечто подобное. Повышается надёжность за счёт дополнительного буфера на модулях. В буфере будут находится часто используемые данные. Такую память ставят только для серверов.

Читайте также:  Пополняем счет QIWI

XMP профиль

Не везде этот параметр указывается. Но к примеру на маркете это можно увидеть. Что конкретно означают эти три буквы?

Это некие заготовки для разгона вашей рам от Intel. Есть несколько параметров, которые можно разогнать: частота, вольтаж и тайминги. Так вот, xmp это типа пресетов-заготовок. Это некие пресеты, которые были заготовлены и протестированы на заводе изготовителя. Короче, вам не придётся думать о каждом параметре отдельно, так как есть эти пресеты.

Совместимость только с процами Интел. Да и не все материнки скорее это будут уметь, точнее не все БИОСы. У меня есть такая память с xmp и я этим не пользовался вообще не разу. Если у вас какой-нибудь Райзен, то для вас это сразу будет недоступно. Подробнее вот на оф сайте.

На мой взгляд, это чисто маркетинговый ход. Польза есть, но минимальная, и за это просят деньги. Если вы не планируете заниматься разгоном, то эта функция для вас бесполезна. Да даже если вы и будете заниматься разгоном, то вполне можно обойтись и без этих xmp профилей.

В заключении

В принципе всё основное разобрали, хоть и не тщательно, но всё таки разобрали. Почти по каждому отдельному пункту у меня есть посты. Я тут не рассматривал такие вопросы типа: низкопрофильность, какую именно выбрать DDR (какого поколения), какого типа, как отличаются для ноутбука, какого производителя и тому подобное. Постарался впихнуть только самое нужное и не банальное.

По выбору нужно создавать отдельный пост, так как тут уже накатилась нехилая простыня :). Банальные вопросы я думаю вы и сами сможете решить. Надеюсь я подкинул вам инфу про характеристики оперативной памяти в нужный момент. Возможно вы определяетесь с выбором. Если вам есть, что добавить или подкорректировать, то милости прошу в коменты.

А на этом у меня всё. До свидания друзья и до новых встреч.

Влияние пропускной способности оперативной памяти на производительность Pentium-4 в играх

Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

В последнее время на “железных” сайтах в обзорах, статьях и форумах много говорится о зависимости скорости P4 от пропускной способности оперативной памяти. Да и политика Intel, как видно из новостей, сейчас направлена не столько на процессорную составляющую, сколько на развитие двухканальных чипсетов для своих процессоров (Granite Bay, будущие Springdale и Canterwood). В проскочивших в сети первых синтетических тестах они действительно показывают довольно неплохие результаты. А как же обстоят дела в реальных приложениях, в частности – в играх? Насколько важна пропускная способности памяти в системах на Pentium 4, и какой прирост скорости дает двухканальная память?

реклама

В проведенном мною тестировании принимала участие материнская плата на двухканальном чипсете SiS-655 (ревизии A0) – GigaByte GA-8SQ800. Как показало тестирование плат на данном чипсете, проведенное на Anandtech.com и краткий обзор именно данной платы уже на нашем Overclockers.ru, SiS-655 нисколько не уступает единственно доступному на сегодняшний день двухканальному чипсету от Intel – Granite Bay (i7205).

Итак, тестовая конфигурация:

и следующие модули памяти:

  • DDR 266MHz aka PC-2100 512Mb Samsung;
  • DDR 333MHz aka PC-2700 512Mb Samsung;
  • DDR 400MHz aka PC-3200 512Mb Samsung;
  • 2хDDR 400MHz aka PC-3200 256Mb Samsung, описание найдете здесь .

реклама

Тестирование проводилось при двух разных частотах шины процессора Pentium-4: при номинальной частоте 2.0GHz (100MHz х 4) и при разогнанной до 3.0GHz (150MHz х 4). И, так сказать – “вне конкурса”, приведу результаты тестов на еще более разогнанной системе (до 3.1GHz) и с памятью, разогнанной до 412MHz. Зачем – поймете ниже.

3. Методика тестирования

Для проведения тестирования я использовал следующие тесты и игры:

  • 3DMark2001SE (Build 330)
  • 3DMark2003
  • Unreal Tournament 2003 (build 2107)
  • Serious Sam: The Second Encounter v1.05
  • Star Wars JK II: Jedi Outcast v1.02a
  • Quake 3 Arena v1.27g

Тестирование проводилось в одном разрешении (1024х768х32bit) и в следующих настройках драйвера Catalyst 3.2: всё на режим “Quality”, AF=16 Quality, FSAA=Off, VSync=Off, Truform=Off (скриншот здесь).Думаю, что при более слабых настройках графики в драйверах Catalyst на Radeon-9700Pro вряд ли кто играет, а включение полноэкранного сглаживания (FSAA) или увеличение разрешения уровняло бы результаты, нагрузив “по-полной” видеокарту.

В начале тестирования приведу результаты, показанные Cachemem, MemTach, SiSoft Sandra 2003.3.9.44 и AIDA 3.33.6 в memory-тестах.

4. Результаты тестов

4.1. Синтетические тесты пропускной способности памяти

Для получения более корректных результатов тесты в каждой из программ выполнялись по 5 раз. После каждого раза программа выгружалась и вновь загружалась. В таблицах и на диаграммах приведены средние результаты. К слову, разницы в полученных результатах практически не было (3-15 единиц).

Нижние (голубые) результаты – скорость чтения оперативной памяти, верхние (красные) – записи. Как видно основным тормозом для Pentium 4 в обоих случаях (100MHz и 150MHz) является память DDR266 (PC-2100). Интересно заметить, что 2-х гигагерцевый пентиум с двухканальной памятью почти вплотную подобрался к трехгигагерцевому с памятью PC-2700, а по скорости даже обошел. P4-3GHz + двухканальная память вне конкуренции.

Повторяются результаты показанные Cachemem-ом.

реклама

в) Sandra и AIDA

Как видно, пропускная способность памяти растет, ну а двухканальная вообще чемпион. Во всех синтетических тестах P4-2GHz + DDR400 double идет вровень с P4-3GHz+333. Для начала очень неплохие и обнадеживающие результаты.

4.2. 3DMark 2001 SE и 3DMark 2003

реклама

Если 3D Mark 2001 SE еще хоть как-то реагирует на оперативную память, то 2003-й вообще никак себя не проявляет. Единственный тест, в котором заметен прирост – “Wings Of Fury”. Хотя это вполне объяснимо – слишком слабая видеокарта для такого теста.

реклама

Ну, это все синтетика, скажете Вы (“эй уважаемый, что за омлет а где же яйца. “) 😉 Хорошо, едем дальше.

4.3. Unreal Tournament 2003

Для тестирования я использовал утилиту [H]ardOCP UT2k3 Benchmark которая позволяет выбирать метод рендеринга, разрешения, а также настройки качества графики в игре. После окончания тестов программа выдает html-файл с тремя таблицами с минимальным, средним и пиковым значением FPS в каждой демке. Тестирование проводилось во всех 7-ми доступных демках в режиме High Quality, метод рендеринга – Direct3D. На графике приведен средний результат.

реклама

Да, и здесь прирост есть. Но опять же – он заметен лишь при памяти ниже 333MHz. А выше опять слишком слабо для аргументации двухканального чипсета и памяти. Не пойму лишь в тесте “Asbestos” от чего произошёл такой скачок производительности после разгона процессора и памяти до 3.1GHz и 412MHz соответственно (более 45fps)? Это не ошибка и не опечатка, я перемерял три раза и все три раза значение fps в этой демке переваливает за 200.

4.4. Serious Sam: The Second Encounter

Серьезный Сэм – второе пришествие тестировался в следующих настройках: OpenGL, мультитекстурирование, Quality, S3TC OFF, Truform=Off. Более глубокие настройки графики не менялись (по умолчанию).

реклама

Этот тест один из немногих в данном обзоре, которые более-менее заметно реагируют на скорость подсистемы памяти. Небольшой рост есть везде, но особо он заметен опять же при переходе от DDR266 к DDR333. Разница между 3.0GHz+Double DDR и 3.1GHz+DDR 412MHz лежит в пределах погрешности.

4.5. Quake 3 Arena

Тестирование в Quake 3 Arena проводилось при максимальных настройках графики в игре, без включения сжатия текстур. Версия Quake Arena – 1.27g.

реклама

4.6. Star Wars JK II: Jedi Outcast

Здесь также использовал максимальные настройки графики. Версия игры – 1.02а.

Повторяется ситуация как и с Quake 3.

реклама

В начале статьи я не хотел проводить такое сравнение, но после проведенных тестов решил “пролить бальзам” на больную душу. Может здесь проявят себя двухканальные чипсет/память?Для архивирования выбрал каталог файлов размером 560Mb (117 папок, 726 файлов). Сжимал архиватором WinAce v2.5, с максимальной степенью сжатия, словарем в 4096Kb и добавлением информации для восстановления (Recovery record).Кодирование в MP3 выполнял с программой Easy Audio File Converter из пакета Easy CD Extractor 5.07b2. Альбом:Madonna “Ray Of Light”, 1998 год, 13 треков, 674Mb, продолжительность – 1:06:42. Сжимал в формат Stereo, Highest Quality, VBR=0(highest), Filtering=Off. Треки были предварительно сграблены на винчестер.Оба архиватора запускались в наивысшем приоритете; во время сжатия никаких программ не запускалось, почти все резиденты были выгружены из памяти и даже мышку никто не тревожил.

Думаю и здесь комментарии не нужны.

5. Итоги и выводы

Честно сказать, результаты тестирования меня просто “убили”. Я ждал большего от двухканального чипсета и памяти.Прирост скорости от использования двух планок памяти есть только в старых и уже не очень требовательных играх, а когда дело касается “серьезной” графики, то на первый план выходит мощность видеокарты (ну это вполне закономерно).Можно конечно говорить о том, что при таких настройках Catalyst влияние производительности видеокарты превалирует над пропускной способностью памяти и что настройки самих игр можно было бы сделать и попроще, но разве Radeon-9700Pro покупается для того чтобы играть в Low Quality?!Надеюсь, что при переходе Intel к шине в 200(800)MHz, толку от двухканальных чипсетов в играх будет больше.Единственное, что вполне определенно можно утверждать – память DDR266 строго противопоказана Pentium 4! Но, осмелюсь предположить, что из тех, кто приобрел Pentium-4, вряд ли найдутся те, кто купил память PC-2100.А вообще, сколько таких бесполезных компьютерных “примочек” у нас уже есть?

  • AGP8x – чрезвычайно “полезная” и необходимая вещь;)
  • Serial ATA – “будущее жестких дисков!”, только почему-то при упоминании о нём больше говорят о тонких шлейфах, чем о росте скорости винчестеров;
  • Hyper-Threading – 3-5% прирост скорости в оптимизированных под эту технологию приложениях;
  • вот теперь еще и двухканальные чипсеты подоспели.

Можно конечно говорить о том, что все это сделано на будущее и через некоторое время будет востребовано, но никто не говорит о том, когда же именно и где?

6. После завершения тестов

После того, как все тесты были завершены мне на глаза попалась статья на IXBT про тестирование плат на чипсетах SiS-655 и 658, в итогах которой говорилось о небольшом преимуществе в скорости режима работы памяти “Dual 64bit” над “Single 128bit”. Для проверки этого я включил в BIOS материнской платы режим “Dual 64 bit” и прогнал еще раз 3D Mark 2001 SE и архивирование WinAce-ом. И действительно: 3D Mark Score вырос на 100 попугаев а время сжатия сократилось на 1:28 минуты! Хоть немного полегчало 🙂

Эта статья была прислана на наш второй конкурс.

Выбор оперативной памяти. Основные параметры выбора

Выбор оперативной памяти очень ответственный момент, так как от правильного ее выбора будет зависеть работа всего компьютера.

Оперативная память компьютера или иначе — оперативное запоминающее устройство предстает посредником между процессором и жестким диском. Скорость работы жесткого диска, как известно, намного отстает от скорости процессора.

Содержание статьи:

Именно поэтому введен такой элемент, как оперативное запоминающее устройство, которое служит для ускорения работы связки жесткий диск – процессор.

Как работает оперативная память

Приложение загоняется в оперативную память, оттуда уже процессор берет для себя информацию и потом обратно ее отдает.

Таким образом, оперативная память предназначена для временного сохранения обрабатываемых процессором данных и служит показателем производительности.

Объема оперативки должно хватать для работы. Если ее не будет хватать, то компьютер начнет подтормаживать. Если, наоборот, объем избыточен, то это ничего не даст, то есть производительность в этом случае не повысится.

Модуль памяти или планка состоит из платы с микросхемами. На сегодняшний день это тип DDR, который постоянно совершенствуется.

Типы памяти DDR бывают с цифрами 1, 2, 3 и 4. Тип четвертого поколения — DDR 4 появился сравнительно недавно и материнских плат под него немного.

Читайте также:  WMI provider host что это за процесс

Наиболее массовый и ходовой тип на сегодня остается DDR 3. Основное отличие от предшественника состоит в том, что она способна за один такт взять в два раза больше информации, то есть она быстрее.

А также у модификации 3 пониженное энергопотребление и меньше выделяется тепла, примерно на 40%, чем у типа с цифрой 2, поэтому ее можно использовать без радиаторов.

Что касается производительности, то DDR 3 выигрывает у двойки 5 – 10%.

Разъем для установки планок на материнской плате именуется слотом. Каждый тип памяти может быть установлен только в свой слот.

Основные характеристики памяти, от которых находится в зависимости ее быстродействие, это частота и тайминги.

Пропускная способность

Этот параметр наиболее важен, потому что оказывает влияние на скорость работы всего компьютера.

Измеряется пропускная способность в гигабайтах в секунду и означает то количество информации, которое оперативка сможет передать процессору в единицу времени.

Лучшим вариантом является случай, когда пропускная способность памяти и пропускная способность шины процессора одинаковы.

Если процессор поддерживает двухканальный режим, то возможно применение двух планок оперативки.

Лучше, чтобы модули были от одного производителя, имели одинаковые частотные характеристики, были с одинаковым объемом и с одинаковыми таймингами.

Модули оперативной памяти размещаются на системной плате в определенные слоты. Слоты обычно имеют разный цвет и чтобы активировать двухканальный режим, их необходимо ставить в слоты одного цвета.

Лучше покупать наборы из двух или более модулей оперативной памяти, готовых работать в двухканальном режиме.

Частота оперативной памяти

Частота воздействует на скорость работы оперативки в наибольшей степени, но прежде чем сделать конкретный выбор, надо удостовериться, что процессор, а также и материнская плата могут работать на этой частоте. Иначе, действительная частота работы модуля может быть меньше.

Частота измеряется в герцах, это число определенных процессов в одну секунду времени.

Две планки памяти с различными частотными характеристиками могут работать вместе на частоте планки с меньшим ее значением.

Скорость памяти не влияет до такой степени на производительность компьютера, как процессор. Поэтому делать выбор быстрой оперативки для обычных машин не требуется.

Объем

Можно сказать, что чем больше, тем лучше, но 8 Гб в настоящее время является оптимальным значением. Больше не нужно практически ни при какой работе, правда, современные игры уже штурмуют и эту величину.

Часто возникает вопрос, а можно ли ставить планки разного объема. Да, объем в этом случае просто суммируется, если чипы на них от одного производителя.

Тайминги

Тайминги это временные задержки между операциями чтения, записи и копирования данных. Чем они меньше, тем лучше в играх и в остальных приложениях.

Планки с большими частотными значениями имеют и большие тайминги, но на самом деле они влияют на работу памяти на много меньше, нежели частота.

Основные тайминги указываются в характеристиках памяти. Главной временной задержкой, на которую стоит обращать внимание, является латентность — CL. Она указывается первой цифрой в обозначении модуля.

Память DDR3, на частоте 1333 МГц обычно имеет латентность равной 9. Планки с большими частотными характеристиками – 1600 или 2000 МГц имеет CL равной 11.

Не следует покупать планки с латентностью выше этих значений, потому что технические характеристики в этом случае будут на довольно низком уровне.

Как правило, планки с низкими таймингами, по стоимости намного дороже, потому покупать их имеет смысл лишь для мощных, компьютеров.

Иногда бывает так, что разница в цене незначительна, тогда лучше приобрести планку с более низкими таймингами.

Требования к оперативной памяти

Самой распространенной на данный момент является память третьего поколения, работающая на частоте 1333 МГц. Ее поддерживают практически все процессоры, а также есть такая же память на 1600 МГц. Стоимость ее незначительно выше и она хорошо подходит для домашнего компьютера.

Для ноутбуков и для компьютеров стационарных память различается только размером и имеет маркировку — SO-DIMM DDR.

Память может работать в одноканальном, двухканальном и трехканальном режимах. В одноканальном режиме – Single Mode, данные записываются в каждый модуль поочередно.

Что касается двухканального – Dual Mode или трехканального – Triple Mode режимов, то данные записываются в модули параллельно, что способствует солидному повышению ее быстродействия.

На сегодня практически на всех материнских платах память способна работать в двухканальном режиме. Основным условием для этого является наличие двух или четырех плат.

Лучше, если все модули будут одинаковы. Иначе их эксплуатация в двухканальном или трехканальном режимах может вызвать определенные проблемы.

Производители

Производителей оперативной памяти очень много, но на самом деле это не имеет большого значения, какая модель будет приобретена. Они все в принципе одинаковы, потому что чипы выпускают в большинстве своем только три компании:

  1. Это Samsung, с 40% производства,
  2. Hynix – 24%,
  3. Micron – около 25%.

Остальные проценты делят между собой малоизвестные производители. Получается, что разные бренды могут ставить как одинаковые чипы на свою оперативку, так и абсолютно разные, что может приводить иногда к конфликтам между ними.

Поэтому самым безопасным выбором является на сегодняшний день покупка набора. Это гарантирует, что внутри набора имеются две или четыре платы одинаковой модели с чипами от одного производителя.

Желательно покупать модули в отдельной упаковке, так они могут меньше повредиться во время транспортировки, нежели платы, упакованные в одной большой коробке.

Рекомендуется делать выбор от таких брендов, как Corsair, Samsung, Kingston, Patriot. Эти производители давно себя показали с лучшей стороны.

Надо иметь в виду, что выбор определенной модели ограничивается параметрами материнской платы. Поэтому применить можно только такую память, которую поддерживает материнская плата.

Чаще всего в магазинах указывают типовое название и название модуля, по которым можно узнать остальные характеристики платы.

Чем лучше характеристики оперативки, тем больше пропускная способность платы и, как правило, стоимость ее выше.

Охлаждение

На данное время существует достаточно много способов, как память охладить. Это в основном вентиляторы и радиаторы. Делается это в большинстве случаев в маркетинговых целях.

DDR 3, как было уже сказано, выделяет тепла намного меньше, чем предшествующие модели и может работать без радиаторов, но есть варианты, когда они могут потребоваться. Так, например, в случае очень тесного и плохо продуваемого корпуса или при разгоне оперативки.

Выбор оперативной памяти

Выбор оперативной памяти необходимо делать по следующим основным параметрам. Это ее тип, пропускная способность, объем, частота и тайминги.

Как уже было сказано, лучше выбирать от известных изготовителей. Для офисного компьютера, достаточно 2 Гб DDR3 в виде одной плашки на частоте 1333 МГц.

Для компьютера домашнего лучше приобрести 2 планки DDR3 по 2 Гб каждая на 1600 МГц. Для профессионального ПК или мощного игрового может понадобиться 2 плашки третьего поколения по 4 Гб каждая, работающие на частоте 1866 МГц.

Если разница в цене незначительная, то лучше приобрести модули с меньшими таймингами.

Алгоритм выбора следующий:

— Открываем прайс продавца или заходим на его сайт

— Входим в раздел Оперативная память

— Выбираем тип памяти, к примеру, DDR3

— По порядку просматриваем позиции

— Выбираем оптимальную по производителям и параметрам модель

— Просматриваем ближайшие варианты и если разница незначительная, то выбираем лучшую.

В результате, выбор оперативной памяти сводится к выбору подходящей по стоимости и качеству модели, которая удовлетворит все наши требования за наименьшую стоимость.

12 мифов об оперативной памяти, про которые пора забыть

В предыдущих статьях мы рассмотрели популярные заблуждения насчет процессоров и материнских плат, теперь же поговорим о мифах, связанных с ОЗУ.

1. Двухканальный режим работы не нужен, главное — объем.

Неудивительно, что одна плашка на 8 ГБ стоит дешевле, чем две по 4 ГБ, так что желание сэкономить выглядит очевидным. Но не стоит этого делать, если вы используете ПК не только для серфинга в интернете и просмотра фильмов — двухканальный режим ускоряет работу с ОЗУ на 70-90%, что и снизит нагрузку на процессор (он будет меньше времени простаивать — а значит больше времени сможет работать), и ускорит производительность в любых вычислительных и игровых задачах, причем зачастую разница будет не в единицы процентов, а в десятки, то есть переплата за две плашки порядка 5-7% стоит того.

2. Для получения двухканального режима нужны две идентичные плашки ОЗУ.

Если мы не берем времена DDR и DDR2, когда установка больше одной плашки памяти могла вызвать многочисленные танцы с бубном, даже если модули были одинаковыми, то сейчас с этим все проще: у плашек DDR3 и DDR4 может быть любой объем, частота и тайминги — в большинстве случаев (увы — из-за кривых BIOS исключения бывают) двухканальный режим будет работать, объем модулей, разумеется, суммироваться, а частоты будут браться по самой медленной плашке и (или) спецификациям JEDEC: это комитет, который занимается разработкой ОЗУ. По их предписаниям, в любой плашке памяти должна быть зашита определенная частота и тайминги для каждого стандарта памяти — это как раз создано для того, чтобы любые плашки одного стандарта (например, DDR4) всегда могли найти «общий язык».

3. Разгон ОЗУ — баловство, нужное только для получения высоких циферек в бенчмарках

Еще лет 7-10 назад это действительно было так — более того, тогда и двухканальный режим особо производительность не увеличивал. Но, увы, сейчас времена меняются: так, например, у процессоров Ryzen частота ОЗУ связана с частотой внутренней шины, которой соединяются два блока ядер, так что разгон ОЗУ в их случае напрямую влияет на производительность CPU. Но даже в случае процессоров от Intel более высокая частота памяти дает свои результаты:


Так, при обработке фотографий увеличение скорости ОЗУ с 2400 до 2933 МГц — такой разгон способны взять практически любые модули DDR4 — время обработки уменьшается на 15-20%, что очень и очень существенно.

4. Встроенные профили авторазгона XMP/D.O.C.P сразу же предлагают лучшие частоты и тайминги

Разгон становится все проще и доступнее рядовому пользователю: так, сейчас на рынке выпускается огромное количество модулей ОЗУ со вшитыми профилями авторазгона — стоит выбрать их в BIOS, как ваша память сразу же стабильно заработает на частотах, зачастую в полтора раза выше стандартных для DDR4 2133 МГц. Однако следует понимать, что прежде чем выставить такую частоту и тайминги в своем профиле, производитель тщательно протестировал большое количество плашек, так что такие профили — это как Turbo Boost в процессоре: вроде и разгон, но в щадящем режиме.

Поэтому есть смысл еще «покрутить» настройки самому — зачастую получится «выжать» еще пару сотен мегагерц, что даст вам лишние 5-10% производительности. С учетом того, что производитель зачастую выпускает целую линейку памяти, например 3066/3200/3333 МГц, то зачастую можно взять самую дешевую, на 3066 МГц, и поставить параметры от 3333 МГц, получив такую же производительность и несколько сэкономив.

5. Быстрая ОЗУ увеличит производительность в любом случае

Не стоит забывать, что далеко не всегда можно разогнать память: так, у Intel это можно сделать только на чипсетах Z-серии. Поэтому абсолютно нет смысла брать какой-нибудь i5-8400, плату на B360 чипсете и ОЗУ DDR4-3200 МГц — контроллер памяти в процессоре не даст вам поднять частоту выше 2666 МГц, так что смысла в переплате за быструю ОЗУ тут нет.

Это же касается и ноутбуков — редкие дорогие модели с процессорами HK имеют возможность разогнать память, и если у вас не такой CPU — нет смысла брать ОЗУ с частотами выше 2400-2666 МГц.

6. Радиаторы на ОЗУ — нужная вещь, спасают плашки от перегрева

Миф, активно продвигаемый различными маркетологами, чтобы продать вам те же самые плашки, но уже с радиаторами и несколько дороже. Во-первых, если у вас случаи как в пункте 5, то есть память работает на частотах и напряжениях, близких к спецификациям JEDEC (2133-2400 МГц и 1.2 В для DDR4), то радиаторы не нужны абсолютно: нагрев едва ли превысит 35-40 градусов даже под серьезной нагрузкой — именно поэтому ноутбучная память идет без радиаторов.

Читайте также:  2D Atmos что это

Более того, даже если вы берете высокочастотную память, которая способна взять 4000+ МГц при 1.35-1.4 или даже 1.5 В (последнее значение уже считается экстремальным), то нагрев может стать ощутимым — вплоть до 50-60 градусов. Однако если посмотреть, при каких температурах могут работать чипы памяти, то всплывает интересная картина — зачастую цифры от различных производителей колеблются от 80 до 90 градусов, что банально недостижимо ни при каком мыслимом разгоне. Поэтому радиаторы в данном случае — просто украшение.

7. От разгона оперативная память сгорает

Да, и именно поэтому ОЗУ некоторые производители продают уже разогнанной, причем не только частоту памяти повышают, но еще и напряжение. Разумеется, при желании сломать можно любую вещь, так что лучше не выходить за определенные рамки: так, безопасными напряжениями для DDR4 считаются 1.2-1.35 В, частоты — любые, достижимые в этом диапазоне напряжений (так как частота — параметр, который никак к «железу» не относится, а значит и сжечь его не может).

8. Если на плате есть слоты и DDR3, и DDR4, то можно ставить любые сочетания плашек — они заработают вместе

Достаточно опасный миф: во-первых, разумеется DDR3 и DDR4 вместе работать не смогут, как минимум из-за того, что у них нет общих по JEDEC частот и таймингов. Во-вторых, установка вместе DDR3 и DDR4 может повредить плату или память — например, на DDR4 плата может подать напряжение в 1.5 В, которое для DDR3 является вполне рабочим, а вот для DDR4 — экстремальным. Так что следите за тем, чтобы на плату были установлены плашки только одного типа.

9. Последние поколения процессоров от Intel (Coffee Lake) не умеют работать с DDR3

Действительно, если зайти на официальный сайт Intel, то в спецификациях будет поддержка только DDR4:

Однако на деле в Intel особо не меняли контроллер ОЗУ со времен Skylake, и учитывая то, что многие производители материнских плат гонятся за прибылью, а не за выполнением условий, поставленных Intel, в продажу попадают вот такие платы:

Маркировка платы — Biostar H310MHD3, то есть это H310 чипсет, который поддерживает даже Core i9-9900K, а на плате есть только два слота DDR3. Так что если вы решили обновить процессор — абсолютно не обязательно менять при этом еще и ОЗУ.

10. При разгоне ОЗУ главное добиться максимальной частоты

В общем и целом — нет, важен баланс между частотой и таймингами (то есть задержками при работе с памятью). В противном случае может оказаться так, что память при меньшей частоте и с меньшими задержками окажется лучше, чем при высокой частоте и с большими задержками:

Поэтому при разгоне пробуйте разные сочетания частот и таймингов (или возьмите лучшие из обзоров, только не забудьте их проверить memtest-ом).

11. Нельзя ставить вместе DDR3L и DDR3

Уже не самый актуальный миф, но все же DDR3 с арены до сих пор не ушла, так что имеет смысл про него рассказать. Так как выход DDR4 оказался достаточно затянутым, была придумана промежуточная память — DDR3L, основное нововведение в которой — возможность работы при более низких напряжениях, 1.35 В против 1.5 у обычной DDR3. И именно отсюда и идет миф — дескать если поставить их вместе, то DDR3L сгорит от 1.5 В.

Как я уже писал выше, у ОЗУ каждого стандарта есть свой диапазон безопасных напряжений, и 1.5 В — это нормальное значение для низковольтной памяти. Более того — раз JEDEC не стала менять сам слот, это еще раз говорит о том, что эти два подтипа памяти совместимы.

12. 64-битные версии Windows поддерживают любой объем ОЗУ

Разумеется, это не так: про то, что у Windows x86 есть ограничение в

3.5 ГБ ОЗУ (если не говорить о PAE), знают многие, и если вычислить объем памяти, который можно адресовать в 64-битной системе, то цифра действительно кажется бесконечной — 16 миллионов терабайт. Но на практике все банальнее: так, Windows XP x64 поддерживает «лишь» 128 ГБ ОЗУ, Windows 7 — до 192, а Windows 8 и 10 — до 512 ГБ. Да, для пользовательского ПК это цифры крайне большие, но вот для серверов — уже давно нет, ну и уж тем более тут и близко нет миллионов терабайт.

Если вы знаете еще какие-либо мифы про ОЗУ — пишите про них в комментариях.

Оперативная память: что такое тайминги и насколько важна тактовая частота

Если вам нужно собрать компьютер или улучшить старый, то вам придется столкнуться с оперативной памятью и ее техническими характеристиками. Одна из главных — тактовая частота, которая выражается в МГц (Мегагерц). В общем и целом это и есть выражение скорости работы оперативной памяти, но, как обычно, присутствуют определенные нюансы. Сделает ли более быстрая память более стабильным показатель частоты кадров в играх? Пригодится ли более быстрая память для работы? Что обозначают другие характеристики? Попробуем разобраться.

Что такое оперативная память (RAM) и как она работает?

RAM (Random Access Memory, память с произвольной выборкой — информация записывается и считывается в любом порядке) — это временное и очень быстрое хранилище данных, которые обрабатываются центральным процессором компьютера (CPU). Запуск любой программы приводит к ее загрузке в оперативную память, благодаря чему доступ процессора к ней обеспечивается на порядки быстрее.

Каждый чип RAM состоит из миллионов микроскопических транзисторов и конденсаторов. Каждая пара «транзистор-конденсатор» представляет собой ячейку, и именно в этих ячейках хранится информация.

Эти ячейки могут хранить и выпускать электрический заряд — так информация записывается, считывается и стирается. Процесс записи и чтения происходит гораздо быстрее, чем в случае с традиционными жесткими дисками и даже SSD-накопителями.

При этом RAM энергозависима — при отключении питания все данные в ячейках пропадают. Именно поэтому хранить приложения и игры в памяти постоянно не получится (разве что ваш ПК никогда не выключается, а рядом стоит емкий ИБП).

Тактовая частота и тайминги

Скорость работы оперативной памяти — штука непростая. Нельзя просто взять тактовую частоту в МГц и использовать ее для сравнения. Для выяснения реальной скорости нужно знать и частоту, и скорость отклика — тайминг.

Тактовая частота выражается в циклах (один Герц – один цикл). Каждая запись и каждое считывание данных — это один цикл. К примеру, RAM с частотой 3200 МГц выполняет 3200 млн циклов в секунду. Чем больше циклов, тем больше информации за единицу времени может «принять» и «отдать» память.

CAS-тайминги (Column Access Strobe) определяет задержку (в циклах), которая проходит между получением памятью конкретной команды и ее исполнением. Они записываются в формате вроде 15-17-17-35.

Таким образом, оперативная память с высокой тактовой частотой и высокими CAS-таймингами может быть не намного лучше более дешевой памяти с более низкой частотой и более низкой задержкой.

Чтобы выяснить реальную скорость работы RAM, нужно поделить ее тактовую частоту — скажем, 3200 МГц — на первое число в строчке CAS-таймингов — скажем, 14. В шанем примере это будет 228.58 млн — именно столько инструкций сможет в секунду исполнить такая память.

Опять-таки для примера возьмем менее быструю RAM с тактовой частотой 2133 МГц и CAS-задержкой 6. Ее реальная скорость — 355.5 млн циклов в секунду. На 55% лучше!

Стоит упомянуть и разгон. Максимальная стандартная тактовая частота оперативной памяти типа DDR4 — 2133 МГц. Если в характеристиках указана более высокая частота — это означает, что производитель гарантирует беспроблемный разгон до указанной скорости. Обычно это означает использование XMP-профилей в BIOS материнской платы, которые автоматически выставляют все нужные параметры так, как было задумано инженерами.

Можно ли одновременно использовать модули RAM с разными характеристиками?

Это достаточно комплексный вопрос с комплексным ответом. Впрочем, на него можно дать и краткий ответ — «да».

В теории каждая планка оперативной памяти совместима с другими, которые имеют отличающиеся тайминги и тактовую частоту. Но! Чем больше разница, тем больше работы по синхронизации придется выполнять материнской плате.

К примеру, две планки памяти с одной тактовой частотой (скажем, 2133 МГц) и немного разными CAS-таймингами (которые отличаютя на 1-2) почти наверняка смогут работать вместе без проблем. При этом скорость работы обеих будет автоматически выбрана наименьшая.

Чем больше разница, тем нестабильнее будут две планки работать одновременно (если их больше двух — ситуация ухудшается на порядок, так что больше двух разных планок использовать точно не советуем). В этом случае может понадобиться ручной контроль тактовой частоты и таймингов в настройках BIOS.

Чуть менее краткий ответ на заданный вопрос? «Без убедительной причины лучше не пробовать — можно заработать лишнюю головную боль».

Пропускная способность

Объем, тактовая частота и тайминги — это еще далеко не все. Пропускная способность заслуживает собственной статьи, но если говорить о ней в нескольких абзацаз, то стоит сказать о том, что она влияет на максимальную скорость передачи данных — на каждую планку памяти и с нее.

Объяснить это можно на примере широкой многополосной дороги — чем больше у нее полос, тем больше машин сможет проехать по ней одновременно. Тактовая частота и тайминги при этом — ограничение максимальной скорости движения авто. Ну а сама память — громадный гараж, в который эти машины едут.

Таким образом, двухканальная память работает куда быстрее одноканальной, а четырехканальная (ее поддержка зависит от процессора и материнской платы) — еще быстрее.

Кстати, об объеме. Кратко: оптимальный минимум для любого домашнего ПК в 2019 году — 8 ГБ RAM, но лучше всего начать с 16 ГБ. Больше оперативной памяти нужно устаналивать в компьютеры, которые будут использоваться для стриминга или же для работы в серьезных профессиональных пакетах ПО (например, архитектурных или для редактирования изображений и видео).

Насколько важна тактовая частота и скорость RAM в целом?

Что ж, мы выяснили значение нескольких важных характеристик оперативной памяти и их влияние на общую скорость работы системы. Но насколько заметно это влияния в играх и профессиональном ПО? Стоит ли тратить больше денег на высокоскоростную память?

Многочисленные тесты, результаты которых легко можно найти в сети (пример), говорят о том, что перед нами тоже достаточно сложная ситуация.

Многие «синтетические» игровые тесты не показывают особой разницы даже между памятью с частотой 2133 МГц и 3200 МГц — различие в итоговом показателе частоты кадров можно даже списать на погрешность оценки. Такая же картина складывается в играх вроде Assassin’s Creed Odyssey и им подобных. Все потому, что эти тесты гораздо больше полагаются на скорость работы процессора и видеокарты, чем на скорость RAM.

А вот в играх, которые работают на высоких показателях частоты кадров в секунду (скажем, больше 90), ситуация иная. Разница в той же Overwatch может составлять несколько десятков fps — если вы используете монитор с высокой частотой развертки (120, 144 или 240 Гц — в общем, больше стандартных 60), то разницу заметить будет просто.

Таким образом, на высокоскоростную память стоит обращать внимание тем любителям видеоигр, которые играют в соревновательные дисциплины вроде Counter-Strike: Global Offensive, DotA 2, League of Legends, Overwatch и прочие. Это те игры, где исход матча может быть решен разницей в несколько кадров в секунду. Остальным же лучше потратить деньги на память большего объема или более мощную видеокарту.

Также на высокоскоростную память стоит обратить внимание тем, кто много работает в ПО для 3D-моделирования, архитектурном ПО и прочем ПО, которое постоянно выполняет сложные вычисления. И, понятное дело, если вы собираетесь зарабатывать стримингом видеоигр, быстрые планки RAM очень пригодятся — одновременно с игрой будет работать несколько других программ, которым тоже понадобится доступ к оперативной памяти.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector